Все новое о выпускных в детских садах:





Детский сад №47 - Консультации
Главная | Мой профиль | Выход | RSS

                        Детский сад № 47 
                В И Ш Е Н К А

                                          г. Нижнекамск
                      

Вы вошли как Гость
Группа "Гости"




Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Консультации

образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКТОРИЙ

на тему: «Практическое освоение родного языка как важный фактор развития личности дошкольника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:     

Старший воспитатель                                                               

МБДОУ №47

Галиева Р.Р.

 

 

 

 

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2010 год

 

 

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.                Совершенствование речи, т.е. овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнооб-разно выражать мысли и чувства, имеет исключительное значение для полноценного и своевременного психического развития ребенка. Все новые психические качества, в том числе и развитую речь, ребенок приобретает путем копирования и творческой переработки различных образцов, предоставляемых ему окружающей действительностью и прежде всего -близкими взрослыми.

Обогащение и совершенствование детской речи - одна из центральных задач детского сада. Для этого необходимо, во-первых, создать вокруг детей благоприятную речевую среду и, во-вторых, целенаправленными педаго-гическими воздействиями побудить малышей к овладению конкретными речевыми умениямм. Разнообразная и правильно организованная речевая среда является непременным условием полноценного речевого развития детей.

Предрасположенность детей дошкольного возраста к освоению речи дает широкие возможности для изучения других языков. По мнению многих авторов, оптимальный возраст для начала изучения иностранного языка – 5 лет.  Основной движущей силой развития является специально организованное обучение в соответствии с ведущим видом деятельности и зоной ближайшего развития ребенка. А основной вид деятельности дошкольника – игра, в которой происходит развитие его личностных и познавательных качеств.

Именно дошкольное детство восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, процесс его освоения, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Поэтому речевое развитие дошкольника не может ограничиваться лишь фор­мированием речевых навыков, сколь бы точно они не соответство­вали языковым нормам. Оно должно обеспечить формирование у ребенка осознанного владения средствами родного языка. Важное значение в этом смысле имеет формирование представлений о зву­ковой стороне (форме) слова. Именно поэтому речевое развитие детей дошкольного возраста должно осуществляться по следующим на­правлениям:

— развитие словаря детей;

— звуковая культура речи;

  речетворчество;

— развитие связной речи;

— формирование грамматического строя речи;

— работа с книгой.

Все эти направления взаимосвязаны и должны осуществляться во всех видах деятельности детей: на занятиях по обучению грамо­те, по ознакомлению с окружающим и с художественной литерату­рой, а также на других видах занятий, в игре, в труде и повседнев­ной жизни. Однако на специальных занятиях развитие речи, обу­чение языку должно быть доминирующим.

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из важнейших элементов формирования личности, является приоритетным в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в  ДОУ.  

По нашему мнению, в интересах речевого развития ребенка необходимо:

1) обеспечить детям социальное речевое окружение, соответству­ющее интересам их возраста, постепенно расширять и обнов­лять их социальные связи; 2) обеспечивать детям условия, содействующие их сенсорному развитию;  3) создать детям обстановку, которая содействовала бы разви­тию их восприятия и накоплению представлений;  4) использовать игру как наиболее значимый фактор в деле раз­вития речи;   5) организовывать специальные занятия по формированию структуры речи и ее фонетических проявлений;   6) поддерживать в детях чувство удовлетворения и радости от процесса обучения и общения;   7) помнить, что ребенок — это маленький человек, может быть, «большой человек» в будущем, таящий в себе задатки мно­гих способностей, развитие которых во многом зависит и от педагогического воздействия.

Основными принципами, на которых  строится деятель­ность ДОУ, являются:

  принцип гуманизации;

  принцип демократизации;

  принцип интеграции.

Вышеперечисленные принципы ориентированы:

— на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира, речевого разви­тия;

  на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом;

— на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.

 

Главными компонентами образовательной системы являются:

— общественные идеи, потребности родителей и заинтересован­ных организаций;

   интегративная общность педагогов, родителей и детей;

  единая система образовательной работы по развитию речи детей (принципы, содержание, технологии, особенности вза­имодействия со средой).

Личностные «компоненты» нашей образовательной системы — дети, родители, воспитатели. Объектом нашей системы является ребенок. Ребенок в нашей системе рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом образовательного процесса, целью и результатом деятельности. Мы считаем, что решить задачи разви­тия неповторимой индивидуальной личности можно только в про­цессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребенок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивиду­альностью, чувствовать себя защищённо и уверенно.

Реальные природные и вещественные компоненты мы будем це­ленаправленно, структурно организовывать и развивать так, чтобы развивающая среда обеспечивала развитие ребенка не «в деятельно­сти», а «деятельностью». А.В. Запорожец называл такой уровень овладения деятельностью «самодеятельностью». Авторы «Программы воспитания и обучения в детском саду» считают, что основным средством развития неповторимой индивидуальной личности каждого воспи­танника является специально созданная развивающая среда.

Она направлена на развитие следующих видов деятельности:

— игровая;

— строительно-конструктивная;

— трудовая;

экспериментально-экологическая;

— продуктивная;

—обучение по математике, грамоте, развитию речи, физическая культура.

Вопрос о необходимости поиска путей своевременного развития речи детей в раннем возрасте является весьма острым и актуальным. Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений речевого развития, но вскрыть причины их проявления, а также определить наиболее эффективные пути их коррекции.

В последние годы остро стоит про­блема развития связной речи до-школьников. Безусловно, существует огромное количество фарсторов, влия-ющих на правилыюе формирование речи детей, но наша задача - выявить именно те проблемы, с которыми мы можем справиться в рамках про­граммы дошкольного воспитания и обучения.

Развитие ре­чи является основной задачей во всех методических разработках, красной нитью проходит на протяжении всего периода обучения и во всех разделах программы.

Так, например, общей целью про­граммы курса развития речи «По до-роге к Азбуке» является подготовка в ходе дошкольного и школьного разви-вающего обучения функциональне-грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение у школьника готовности к дальнейше-му развитию, которая понимается как «система свойств и качеств личности школьника, обеспечиваюгцая потреб-ность и возможность самостоятелыюго развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему».

Непрерывность на границе «детский сад — школа» обеспечивает пре-емственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по Образовательной системе «Школа 2100». Особенность программы заключается в использовании элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель ко­торой - предупреждение ошибок в чтении и письме. Осиовными целями являются: всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

 

 

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Усвоение понятий родного и иностранного языков способствует развитию и формированию личности ребенка, выработке адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, совершенствованию коммуникативных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: 1968.

2  Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

3. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.

4.Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления.//Вопросы философии. – 1977. - №4.

5. Зеньковский В. В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 350 с.

6. Ижогина Т.И. Как научить малышей читать.1993, №1, с. 49-51.

7. Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Венгера Л.А. М.: Просвещение, 1985, 271 с.

 

 

 


Все новое о выпускных:

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Winx




  • Здесь Вы можете подписаться на популярную рассылку для детских садов.
    SmartResponder.ru
    Ваш e-mail: *
    Ваше имя: *

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 122

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz