образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного
образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального
района
Республики Татарстан
ЛЕКТОРИЙ
на тему: «Практическое освоение родного языка как важный
фактор развития личности дошкольника»
Составила:
Старший
воспитатель
МБДОУ
№47
Галиева
Р.Р.
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
2010 год
Общение - один из
важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со
взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта
человечества.
Овладение родным языком
как средством и способом общения и познания является одним из самых важных
приобретений ребенка.
Развитие речи и словаря
детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных
элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной
культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием,
является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Совершенствование речи, т.е. овладение способностью правильно воспринимать
и понимать словесную информацию, а также
точно и разнооб-разно выражать мысли и
чувства, имеет исключительное значение для полноценного и своевременного психического развития ребенка. Все
новые психические качества, в том числе и развитую речь, ребенок приобретает путем копирования и творческой переработки различных образцов, предоставляемых ему окружающей действительностью и прежде всего -близкими
взрослыми.
Обогащение и совершенствование
детской речи - одна из центральных задач
детского сада. Для этого необходимо,
во-первых, создать вокруг детей благоприятную речевую среду и, во-вторых, целенаправленными педаго-гическими воздействиями побудить малышей к
овладению конкретными речевыми
умениямм. Разнообразная и правильно
организованная речевая среда является
непременным условием полноценного речевого развития детей.
Предрасположенность детей
дошкольного возраста к освоению речи дает широкие возможности для изучения
других языков. По мнению многих авторов, оптимальный возраст для начала
изучения иностранного языка – 5 лет. Основной
движущей силой развития является специально организованное обучение в
соответствии с ведущим видом деятельности и зоной ближайшего развития ребенка.
А основной вид деятельности дошкольника – игра, в которой происходит развитие
его личностных и познавательных качеств.
Именно дошкольное детство
восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком
не достигнут к 5-6 годам, процесс его освоения, как правило, не может быть
успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Поэтому речевое развитие
дошкольника не может ограничиваться лишь формированием речевых навыков, сколь
бы точно они не соответствовали языковым нормам. Оно должно обеспечить
формирование у ребенка осознанного владения средствами родного языка. Важное
значение в этом смысле имеет формирование представлений о звуковой стороне
(форме) слова. Именно поэтому речевое развитие детей дошкольного возраста
должно осуществляться по следующим направлениям:
— развитие словаря детей;
— звуковая культура речи;
— речетворчество;
— развитие связной речи;
— формирование
грамматического строя речи;
— работа с книгой.
Все эти направления
взаимосвязаны и должны осуществляться во всех видах деятельности детей: на
занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим и с художественной
литературой, а также на других видах занятий, в игре, в труде и повседневной
жизни. Однако на специальных занятиях развитие речи, обучение языку должно
быть доминирующим.
Развитие родной речи
детей, овладение богатствами родного языка составляет один из важнейших
элементов формирования личности, является приоритетным в воспитании и обучении
детей дошкольного возраста в ДОУ.
По нашему мнению, в интересах речевого развития
ребенка необходимо:
1) обеспечить
детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста,
постепенно расширять и обновлять их социальные связи; 2) обеспечивать детям
условия, содействующие их сенсорному развитию;
3) создать детям обстановку, которая содействовала бы развитию их
восприятия и накоплению представлений; 4)
использовать игру как наиболее значимый фактор в деле развития речи; 5) организовывать специальные занятия по
формированию структуры речи и ее фонетических проявлений; 6) поддерживать в детях чувство
удовлетворения и радости от процесса обучения и общения; 7) помнить, что ребенок — это маленький
человек, может быть, «большой человек» в будущем, таящий в себе задатки многих
способностей, развитие которых во многом зависит и от педагогического
воздействия.
Основными принципами, на
которых строится деятельность ДОУ, являются:
— принцип гуманизации;
— принцип демократизации;
— принцип интеграции.
Вышеперечисленные
принципы ориентированы:
— на личность ребенка и
создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира,
речевого развития;
— на свободное сотрудничество воспитателей и
детей, а также детей друг с другом;
— на единство и
взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.
Главными компонентами образовательной
системы являются:
— общественные идеи,
потребности родителей и заинтересованных организаций;
— интегративная общность педагогов, родителей
и детей;
— единая система образовательной работы по
развитию речи детей (принципы, содержание, технологии, особенности взаимодействия
со средой).
Личностные «компоненты»
нашей образовательной системы — дети, родители, воспитатели. Объектом нашей
системы является ребенок. Ребенок в нашей системе рассматривается одновременно
и объектом, и активным субъектом образовательного процесса, целью и результатом
деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой
индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности
детей, «внутри» которой каждый ребенок будет испытывать удовольствие, ощущать
себя индивидуальностью, чувствовать себя защищённо и уверенно.
Реальные природные и
вещественные компоненты мы будем целенаправленно, структурно организовывать и
развивать так, чтобы развивающая среда обеспечивала развитие ребенка не «в
деятельности», а «деятельностью». А.В. Запорожец называл такой уровень
овладения деятельностью «самодеятельностью». Авторы «Программы воспитания и
обучения в детском саду» считают, что основным средством развития неповторимой
индивидуальной личности каждого воспитанника является специально созданная
развивающая среда.
Она направлена на развитие следующих видов
деятельности:
— игровая;
— строительно-конструктивная;
— трудовая;
— экспериментально-экологическая;
— продуктивная;
—обучение по математике, грамоте, развитию речи,
физическая культура.
Вопрос о необходимости
поиска путей своевременного развития речи детей в раннем возрасте является
весьма острым и актуальным. Системный анализ личностных особенностей ребенка
дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений речевого
развития, но вскрыть причины их проявления, а также определить наиболее
эффективные пути их коррекции.
В последние годы остро
стоит проблема развития связной речи до-школьников. Безусловно, существует огромное количество фарсторов, влия-ющих на правилыюе формирование речи
детей, но наша задача - выявить именно те
проблемы, с которыми мы можем справиться в рамках
программы дошкольного воспитания и обучения.
Развитие речи является основной задачей во всех методических разработках, красной нитью проходит на протяжении всего периода обучения и во всех разделах программы.
Так,
например, общей целью программы курса развития речи
«По до-роге к Азбуке» является подготовка в ходе
дошкольного и школьного разви-вающего
обучения функциональне-грамотной
личности как показателя качественного
обучения, обеспечение у школьника готовности к дальнейше-му развитию, которая понимается как «система
свойств и качеств личности школьника,
обеспечиваюгцая потреб-ность и
возможность самостоятелыюго развития,
прежде всего в рамках определенного
возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему».
Непрерывность
на границе «детский сад — школа» обеспечивает пре-емственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению
грамоте призван обеспечить
качественную подготовку детей к
обучению в начальной школе по Образовательной
системе «Школа 2100». Особенность
программы заключается в использовании
элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой - предупреждение ошибок в чтении и письме. Осиовными целями являются: всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Общение – одна из форм
человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и
духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в общении с другими
людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения
людей.
Развитие речи у ребенка
есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством
познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством
познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и
взаимодействия людей.
Дошкольный возраст -
особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом
первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со
сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом
влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в
группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может
оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с
дошкольниками.
Усвоение понятий родного
и иностранного языков способствует развитию и формированию личности ребенка,
выработке адекватного поведения в различных жизненных ситуациях,
совершенствованию коммуникативных навыков.
Литература
1.
Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: 1968.
2 Возрастная и педагогическая психология. / Под
ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
3. Выготский Л.С. Психология. М.:
Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.
4.Гальперин П.Я. Языковое сознание и
некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления.//Вопросы философии. – 1977.
- №4.
5. Зеньковский В. В. Психология
детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 350 с.
6. Ижогина Т.И. Как научить малышей
читать.1993, №1, с. 49-51.
7. Мухина В.С. Детская
психология./Под ред. Венгера Л.А. М.: Просвещение, 1985, 271 с.